Авторский фильм митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева)

История и современное положение православия в Японии

Фильм создан в 2013 году при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым колммуникациям

Автор и ведущий фильма: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Режиссер и оператор-постановщик: Владимир Асмирко
Музыкальный редактор: Людмила Волкова
Продюсеры: Леонид Севостьянов и Игорь Лапшин

Биография архиепископа Николая Японского

У Архиепископа Николая Японского ( в миру он был Иваном Дмитриевичем Касаткиным) было множество награждений и титулов. Родившийся в 1(13) августа в 1836 года в Березовском погосте, Бельского уезда, Смоленской губернии св.Николай Японский стал епископом Русской Церкви, миссионером, основателем Православной церкви в Японии, Почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Его прославили в лике святых как равноапостольного. Память совершается 3 февраля (юлианский календарь).

Родился святой в семье дьякона. Окончив духовное училище, он поступает и заканчивает в числе лучших Смоленскую духовную семинарию, после чего его рекомендуют в духовную академию Санкт-Петерберга. В 1860 году им подается заявка на вакансию в должности церковного настоятеля в японском городе Хокодатэ, где недавно было открыто русское консульство. Отец Николай подает заявку и избирается на это служение. Тогда же принимается им и постриг.

Свое проживание в Японии отец Николай начинает с самостоятельного изучения японского языка, культуры и быта японцев, занимается организационной деятельностью для того, чтобы открыть подворье Русской православной церкви. Интересный факт — первый, кто был обращен Святым в христианство, был самураем, пришедшим в дом отца Николая, чтобы его убить. Японец считал христианство средством для захвата Японии. В последствии этот самурай станет синтоистским священнослужителем, имя его — Такума Савабэ. Святителю удалось его остановить простой речью. Он сказал, что нельзя делать поспешные выводы, не изучив предмет. Это высказывание возбудило в японце интерес, который впоследствии перешел в частые беседы с отцом Николаем, в которых он познавал неизвестное учение. Синтоистом было принято православие, в последствии он станет священником.

Благодаря только трудам отца Николая в 1870 году община православной церкви насчитывает более 4000 прихожан, спустя 42 года — уже более 33000 человек и около трехсот общин.
А покидал Японию святой за все время более полувекового служения дважды. Первый раз, когда отец Николай, возведенный в сан архимандрита, открывал духовную миссию в Токио, второй, когда отца Николая возводят в сан епископа Ревельского. Отцом Николаем на японский язык было переведено Священое Писание, а так же множество других богослужебных книг. Им создана духовная семинария, школы с начальными классами для детей, библиотека, приют и еще многие другие заведения. Было налажено издание православного журнала на японском языке “Церковный вестник”, в марте 1891 года освятили кафедральный Воскресенский собор.
C началом русско-японской войны он не покидает свою паству, но как истинный патриот России не проводит богослужения, потому что молитвы японских христиан были о своей стране, и как истинный русский подданный не мог поступиться обязательствами перед своей родиной, однако он принимал и понимал, что японцы исполняют тот же долг по отношению к своей стране.
По прибытии в Японию русских пленных епископ Николай образовывает специальное Общество, которое так и называлось духовным утешение военнопленных. Самого владыку к пленным не допускали, но он делал все, что бы облегчить их участь. Окормляющими пленных он отобрал 5 священников, знающих русский язык.

В марте 1906 года отей Николай становится Архиепископом Японским.
После кончины архиепископ Николая самим императором Японии Мейдзи дается разрешение на его захоронение в пределах города.


Видео: Благотворительный фонд имени Григория Богослова, 2013
Подготовила: NY

Источник – https://www.youtube.com/watch?v=vX8WYyE88-k&t=35s