О ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ ВЛАДЕНИЯ КОПЬЕМ

В Японии искусство владения копьем было важной составляющей военной науки самураев. Еще старинные китайские источники называл копье «великим пронырой» и «князем среди оружия».
Согласно мифам синтоизма, первый японский священный остров – Оногородзима, был сотворен при помощи божественного копья. Копьё как оружие применялось в Японии с древних времен, однако, почти до конца периода Камакура (14 в.) копье не получило особого распространения у самураев, которые предпочитали ему меч, лук или алебарду – нагината. В периоды Хэйан и Камакура, копье оставалось оружием вооруженных слуг самураев.
После монгольских нашествий 13 в. японцы стали намного более активно применять копья. В период Сенгоку-дзидай (15 – 16вв.) копье становится массовым оружием. Копьями вооружаются как самураи, пешие или конные, так и отряды пехотинцев – асигару. Великие военачальники 16 в., такие как Ода Нобунага, Такеда Синген и Ходзё Удзиясу вводят в свои войска длинные пики – нагаэ-яри, длина которых варьировалась от 4 до 6 м. Копья нагаэ-яри были приспособлены для борьбы с конными самураями и неоднократно доказали свою эффективность на полях сражений.
Конные самураи предпочитали копья длиной около 3,5 м, которыми удобно было сражаться сидя на коне, тогда как пешие самураи использовали более короткие копья длиной от 2 до 3 м. Некоторые самураи, сражались тяжелыми копьями «оми-яри» с очень длинным (от 40 до 100 см) и тяжелым наконечником, который позволял наносить не только колющие, но и рубящие удары.
В 16 веке, искусство владения копьем начинает культивироваться во многих школах боевых искусств и занимает очень важное место в подготовке воина. Искусство владения копьем получает название «со-дзюцу» или «яри-дзюцу». Признанными мастерами владения копьем считались монахи-воины «сохэи» монастыря Ходзоин, использовавшие копья с крестообразными наконечниками «дзюмондзи-яри».

В период Эдо (17 – 19 в.) культивировалось не только владение копьем стандартной длины, но и укороченными копьями (диной до 1,5 м), которыми было удобно сражаться в замкнутых пространствах японских домов.
Некоторые самураи применяли и небольшие метательные копья, которые можно квалифицировать как дротики – «нагэ-яри». В некоторых случаях, нагэ-яри имели у хвостовика оперение, придававшее брошенному копью стабильность в полете, либо длинный шнур, который позволял вернуть владельцу копье после броска.
Искусство «со-дзюцу» дожило до наших дней и как один из разделов корю практикуется такими школами как Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, Овари-рю и Ходзоин-рю.


Автор: Антон Такеда
Фото: Ричард Стонелл
Подготовила: NY

Источник – https://www.facebook.com/groups/1688270588099206/?multi_permalinks=1895659454026984¬if_t=group_activity¬if_id=1492671761344344