Я была в Японии. Записки взрослого человека... часть 7.

Начало: Первое знакомство с Японией

Киёмидзу-дэра / 清水寺

Храм Киёмидзу-дэра (Kiyomizu-dera) – храм "Чистой Воды", который был построен во времена, когда Киото назывался еще Хейан, расположен на горе Отова.

У входа в храм Киёмидзу-дэра.

Этот храм пользуется особой популярностью у японских девушек: здесь на территории храма расположено святилище Дзинсю-дзинзя, посвященное божеству, отвечающему в синтоизме за любовь и брак.
Перед входом в святилище в 18 метрах друг от друга стоят два камня. Если с закрытыми глазами дойти от одного камня к другому, то обязательно будет и любовь, и счастливый брак.
Разрешается прибегать к посторонней помощи, но тогда, к сожалению, не обойтись без помощи и в будущей личной жизни.
Первые Ворота "Ниомон" храма Киёмидзу-дэра называются "Воротами дэвов".

Главные ворота

Перед воротами с двух сторон от входа на территорию храма стоят две статуи львов (дэвов), по одной слева и справа и фонари-торо.
У парных скульптур, обычно – одна фигура с открытым ртом, другая – с закрытым. Трактуется это по-разному: как символ рождения и смерти; и как символ открытости к добрым помыслам и отпугивания злых помыслов. Здесь обе фигуры с открытым ртом: это, наверное, оба льва – доброносители.
А вообще, лев – мифический защитник Закона, символ могущества, успеха, символ царской власти и ее силы. Многие страны, очевидно поэтому, имеют на своих гербах и государственных наградах изображения львов. В Японии – лев еще и страж сакральных сооружений.
Чуть далее от основных ворот стоят "Западные Ворота", которые интересны уникальной многоярусной конструкцией крыши.
За "Западными Воротами" виден шпиль трехъярусной пагоды, тоже отличающейся от аналогичных пагод конструкцией кровли.

В храме всегда людно.

Главный зал храма – выступающая деревянная терраса над крутым склоном горы, покоящаяся на 139 высоких сваях на высоте 13 метров, построена в конце VIII века без единого гвоздя. Терраса за свою "жизнь" пережила много пожаров, но пожар 1200 года оставил от храма только пепелище. Заново храм был восстановлен только через четыреста лет в 1633 году.
Современные постройки храма, в основном, относятся к ХVII веку, когда храм находился под покровительством императора.
В период Эдо существовало поверье: кто спрыгнет с этой платформы и останется жив, будет вознагражден исполнением желания, ради которого и прыгал. Находились смельчаки: по официальной статистике прыгнули 234 человека, повезло двумстам.
Сейчас испытывать судьбу запрещено законом.


Трехъярусная пагода.

Трехъярусная пагода и панорама Киото, вдали телебашня.

 Панорама Киото - вид на телебашню.

«Лицо» каждой пагоды - свой оригинальный шпиль и отличительная особенность – количество ярусов.

Шпиль пагоды.

На пути к павильону с "чистой водой".

На входе в храм – буддийские ворота - тории (у этих ворот концы верхней перекладины загнуты вверх), к тому же они оригинально окрашены в серый цвет и украшены толстым жгутом (веревкой) – симэнава, сплетенным из рисовой соломы со свисающими кистями. Это свидетельствует о святости данной территории.

В очереди за здоровым долголетием.
Интересно, что вход на территорию храма акцентирован буддийскими тории, но на перекладинах синтоистский знак священности – симэнава. Здесь, с одной стороны, наличие синтоистских предметов священности – три стекающих ручейка, а с другой, наличие буддийского храма, посвященного богине Каннон – женскому воплощению Будды. Религии, сакральные символы в Японии уживаются мирно.
По дороге к выходу – бассейн, в который тремя ручейками стекает вода из родника, обнаруженного монахом в далеком VIII веке на холме Отова. Истекающая родниковая вода считается и целебной, и волшебной.

Ручейки символизируют здоровье, долголетие и успех в жизни, богатство. Но пить одновременно можно только из двух ручейков, иначе прослывешь жадным, а то и навлечешь на себя беду.
Желающих быть здоровыми, жить долго и быть при этом богатыми очень много: к источнику очередь не иссякает.
Мы тоже выпили из двух источников: хочется "здоровенькими умереть" и при этом, отведенное время прожить безбедно.
Храм Киёмидзудэра посвящен Одиннадцатиликой Каннон – Каннон Босацу – Каннон Милосердной, но ее скульптура только один раз в тридцать три года выставляется в главном павильоне. На голове у Одиннадцатиликой Каннон диадема с маленькими прекрасными лицами, изображениями богини в миниатюре.
Канон, Богиня Милосердия, чаще всего изображается в образе прекрасной, праведной и мудрой женщины, принимает множество различных обликов. По буддийской легенде, она может принимать тридцать три образа ( инкарнации) для спасения людей.
Иногда Канон изображают как Канон Тысячерукую. В каждой руке она держит какой-нибудь предмет в знак своей любви и щедрости и ее готовности отозваться на молитву каждого человека. Тысячерукая Коннон – воплощение бесконечного числа способов, которыми богиня спасает страждущих.
Богиня Каннон во всех её ипостасях сохраняет непорочную красоту и ее называют японской Мадонной, но в любом случае, Каннон – это одно из воплощений Будды.
В Японии существует тридцать три святилища, посвященных богине Канон, по числу её инкарнаций. Храм Киёмидзудэра посвящен шестнадцатой по счету инкарнации. Все святилища богини находятся в провинциях недалеко от Киото.

Продолжение следует...


Автор: Пашкевич А.В.
Фото: Пашкевич А.В.
Видео: Letters from Japan
Подготовила: NY